В своей деятельности педагог-психолог руководствуется конвенцией о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, о ведении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.
Цель деятельности педагога-психолога: содействие личностному росту, профессиональному становлению и самосовершенствованию всех участников образовательного процесса.
Задачи деятельности:
- приобщение к психологическим знаниям и формирование психологической культуры;
- профилактика нарушений психологического здоровья субъектов образовательного процесса;
- психологическая помощь в разрешении личностных проблем, формировании адекватных форм поведения в разных жизненных, учебных и профессиональных ситуациях; содействие позитивному разрешению конфликтов в педагогических коллективах и студенческих группах.
Деятельность педагога-психолога осуществляется в форме внутреннего сотрудничества с администрацией, педагогическим коллективом, студентами и их родителями; и сотрудничества с образовательными учреждениями города, края, краевыми центрами.
Это взаимодействие происходит с учетом основных направлений работы:
- психологическое просвещение: формирование у студентов, родителей, педагогического коллектива и администрации Вуза потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения студентов, на каждом возрастном этапе (проведение тренингов, круглых столов, мастер-классов. Мастерклассы: для студентов выпускных групп «Защита ВКР на «пять», «Алгоритм составления резюме», для слушателей педклассов «Составляющие мастерства педагога», для 1-2 курса «Приемы позитивного мышления»).
- психологическая профилактика: содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов; своевременное выявление определенных сложностей или отклонений в личностном и профессиональном становлении студента; разработка «тематических» рекомендаций кураторам, педагогическому коллективу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития (напр., в рамках «Школы кураторов» проведение тематических лекториев, «Профилактика и предупреждение негативных явлений в Филиале СГПИ в г. Железноводске», диспуты «Наркотики – смерть», «Вредные привычки. Как бороться с ними», тренинги со студентами по профилактике наркомании, табакокурения, алкогольной зависимости, профилактике суицида, распространения ВИЧ-инфекции, СПИДа, беседы со студентами, проживающими в общежитии на темы «Организация благоприятного эмоционального пространства в условиях общежития»).
- психологическая диагностика: изучение индивидуальных особенностей и склонностей личности студента на различных этапах образования, выявление образовательных личностных и межличностных проблем, исследование хода социально-психологической адаптации, выявление случаев аддиктивного поведения, (напр., проведение диагностики в рамках социально-психологической адаптации студентов первого курса, социально-психологическое анкетирование по выявлению проблем информированности и вовлеченности в употреблении психоактивных веществ подростков и молодежи, диагностика групповой сплоченности, профессиональных склонностей и др.).
- психологическая коррекция и развитие: содействие развитию личности студентов, формирование необходимых психологических умений и навыков, коррекция нарушений психологического здоровья студентов, педагогов (проведение тренингов, реализация программы адаптации студентов групп нового набора, рекомендаций по различным вопросам).
- психологическое консультирование: оказание помощи студентам, их родителям, преподавателям, администрации филиала по актуальным вопросам личностного и профессионального развития.
Основными формами работы педагога-психолога является: активные методы обучения, тренинги, мастер - классы, лекции - беседы.
Филиал несет ответственность за студентов-инвалидов, удовлетворяя их образовательные нужды, предпринимает все возможные практические шаги для того, чтобы студенты-инвалиды могли принимать активное участие в жизни института. Относится к студентам с ограниченными возможностями как к обычным студентам института и привлекает их к активному участию в жизни института, предоставляя возможность участвовать в различных направлениях общественной деятельности: волонтерство, мероприятия гражданско-патриотической направленности, творческая деятельность. Студентам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется первоочередное право на заселение в общежитие. Специалисты управления по работе с молодежью проводят тренинги, индивидуальные консультации по проблемам инвалидов, способствуют решению их проблем.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Цель: создание максимально благоприятных условий для оптимального включения обучающихся с ОВЗ и инвалидов в социум, формирования у них личностных и профессиональных компетенций.
Задачи:
- профилактика возникновения проблем развития и обучения студента с ОВЗ и инвалидов (сопровождение процесса адаптации в переходные периоды);
- содействие студентам с ОВЗ и инвалидам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями);
- развитие психолого-педагогической компетентности студентов с ОВЗ и инвалидов;
Обеспечение адаптации обучающихся базируется на реализации следующих принципов:
1. Принцип реализации государственных гарантий по обеспечению прав воспитанников на социальную адаптацию в обществе.
2. Принцип формирования единой государственной системы адаптации обучающихся - создание технологически законченной системы адаптации с единой схемой управления, финансирования и личной ответственности за эффективность ее функционирования.
3. Принцип ориентирования адаптационных мероприятий в интересах и во благо воспитанников - целостное видение личности юноши при анализе отдельных сфер его жизнедеятельности, решении конфликтных ситуаций.
4. Принцип адресности адаптационных мероприятий с учетом личностных особенностей воспитанников - личностно ориентированный подход к молодому человеку; разработка программы на основе его возможностей, с учетом реального и актуального уровня социальной зрелости.
Формы работы по социально-психолого-педагогическому сопровождению обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов:
- профилактические и просветительские беседы;
- индивидуальные занятия;
- консультирование всех участников образовательного процесса;
- наблюдение за студентами на занятиях и во внеурочное время;
-включение студентов в активную социально-значимую деятельность;
- психолого-педагогическая диагностика;
- выпуск буклетов, памяток, информационных листов, методических рекомендаций;
- оформление информационных страничек на сайте вуза.
Работа по психологическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляется по нескольким направлениям:
Социально-правовое направление: социально-правовые вопросы рассматриваются на индивидуальных консультациях с приглашением юрисконсультов, на кураторских часах.
Физкультурно- оздоровительное направление: пропаганда здорового образа жизни; организация оздоровительной физкультурно-массовой работы, диспансеризация; организация летнего отдыха и оздоровления. Вся деятельность протекает в тесном контакте с медицинским учреждением, обслуживающим учебное заведение. Консультативную помощь студентам оказывают врачи специалисты: терапевт, психотерапевт, стоматолог, гинеколог, нарколог.
Информационное направление: доведение до сведения студентов распоряжений администрации филиала, касающихся социальной поддержки студентов, информации о возможности получения дополнительного образования.
Профилактическое направление:
- создание условий для успешной адаптации обучающихся к широкому социальному окружению за пределами учреждения;
- оптимизация системы межличностных отношений;
- создание психолого-педагогических условий для усвоения и использования социально-психологических знаний в процессе обучения, общения, личностного развития;
- обучение обучающихся навыкам самопознания, применение своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
- формирование навыков совместного, бесконфликтного взаимодействия проживающих в общежитии, умения рационально распределять финансовые ресурсы, создание личностных и профессиональных жизненных установок;
- повышение психологической культуры всех членов образовательного процесса.
Диагностическое направление:
- психологическое исследование каждого обучающегося с целью прогнозирования и разработки индивидуального личностного маршрута;
- совместная работа со специалистами управления по работе с молодежью по первичной дифференциации возможных девиаций развития.
Коррекционно-развивающее и реабилитационное направление:
- разработка и реализация программ, направленных на поддержку личностного развития обучающихся;
- психотерапевтическая помощь и поддержка.
Психологическое консультирование:
- оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;
- оказание психологической поддержки обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта;
- консультирование субъектов воспитания по вопросам обучения и воспитания с учетом их индивидуальных особенностей.
в институте обеспечивается комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ, которое привязано к его структуре, определяется его целями, построением, содержанием и методами.
Посредством реализации комплексной программы создается толерантная профессиональная и социокультурная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности членов коллектива к общению и сотрудничеству, к толерантному принятию социальных, личностных и культурных различий.
Комплексная программа социально-психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов обеспечивает оптимальный уровень личностного и профессионального развития студентов, что будет способствовать социальной адаптации и в обществе.
Наименование оборудования | Количество, шт. |
Информационно-индукционная система | 1 |
Портативный видеоувеличитель DK-003 | 1 |
Звукоусиливающая аппаратура | 3 |
Информационное табло (бегущая строка) | 1 |
Наличие доступа: Да
В том числе наличие
Пандусов: Да
Подъемников: Нет
Поручней: Да
Расширенных дверных проемов: Да
Информационное табло (бегущая строка): Да
Лифтов: Нет
К средствами обучения и воспитания в филиале СГПИ города Железноводска относятся объекты культуры и спорта. В культурный кластер входят: библиотека, актовый зал, лермонтовский зал, открытая площадка для торжественных мероприятий. Функционирование вышеназванных объектов, направлено на решение следующих задач:
- воспитание гражданственности и патриотизма, национальной гордости за историческое прошлое края, страны воспитание ценностных ориентаций личности студентов;
- формирование системы культурологических ценностей;
- организация культурно-досуговой, информационной методической деятельности;
- создание условий для формирование общекультурных и профессиональных компетенций
Спортивные объекты: стадион с гимнастическим залом, три спортивных зала, малый спортивный зал, открытая спортивная площадка используется для проведения занятий по физической культуре, спортивно-массовых мероприятий.
Функционирование данных объектов служит реализацией учебного плана и способствует решению следующих задач:
-пропаганде здорового образа жизни и повышение роли физической культуры в студенческой среде;
-предупреждение заболеваний; вовлечению студентов в работу спортивных секций
-организации проведения спортивно-массовых мероприятий.
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Медицинский пункт | Медицинский пункт | 357430, Ставропольский край, г. Железноводск, п. Иноземцево, пр. Свободы, д. 14 |
Договор по медицинскому кабинету |
Лицензия: Лицензия Положение об охране здоровья обучающихся |
2 | 2 | 51,25 | 51,25 |
Охрана здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении включает в себя:
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактику и запрет курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных и одурманивающих веществ;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в институте;
- проведение уроков о здоровом образе жизни, тематических классных часов, оформление стенгазет, изготовление информационных и агитационных буклетов, защита индивидуальных проектов, создание презентаций;
- проведение мероприятий по антитеррористической безопасности.
В Филиале большое внимание уделяется информатизации образования, и внедрению новых информационных и коммуникационных технологий в обучение и управление учебным процессом. Основными направлениями деятельности отдела информатизации является повышение оперативности и эффективности управления образовательным процессом в Филиале за счет:
- широкого внедрения информационных систем;
- разработки новых организационных моделей учебного взаимодействия преподавателей и студентов с применением информационных и телекоммуникационных технологий;
- управления качества образования.
С этой целью в Филиале ведется активная работа по увеличению и совершенствованию компьютерного парка, приобретению необходимого мультимедийного оборудования. В настоящее время Филиал располагает 3 компьютерными классами (на 38 рабочих мест). Все компьютеры имеют доступ к сети Интернет.
В 2022 г. количество компьютеров Филиала, подключенных к выходу в сеть Интернет, увеличилось и составляет 147. Наличие выхода в Интернет осуществляется через официального провайдера ПАО «Ростелеком» посредством оптико-волоконной телекоммуникационной сети со скоростью до 100 Mбит/с.
Сайт Филиала СГПИ в г.Железноводске предназначен для расширения информационных связей между вузами, организациями и жителями города, края, страны. В Филиале регулярно осуществляется актуализация информации всех разделов сайта.
Информационная система Филиала обеспечивает студентам и сотрудникам доступ к электронно-библиотечным системам и электронным библиотекам, ресурсы которых рассчитаны на широкую аудиторию пользователей: ЭНЦ «Руконт»; ЭБС издательство «Лань»; УИС «Россия»; «Научный архив» ГПНТБ; РГБ; ИПС «Гарант».
В Филиале СГПИ в г. Железноводске используются следующие информационные системы и информационно-коммуникационные сети:
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по зрению и слуху, а также других категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в соответствии с "Положением об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Филиале СГПИ в г. Железноводске". Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в филиале действует система контент-фильтрации, предоставляемая ПАО "Ростелеком". С целью обеспечение информационной открытости функционирует постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт: https://zhfil.sspi.ru/. Взаимодействие между участниками образовательного процесса осуществляется посредством электронной почты pedagogkmv@yandex.ru и официального сайта, который доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, имеет версию для слабовидящих. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность с любого компьютера, имеющего доступ к сети «Интернет», получить доступ: - к разделу сайта «Расписания занятий»; сообществу студентов в социальной сети "Вконтакте" и "Инстаграм"; ресурсам электронной информационно-образовательной среды филиала , позволяющей обеспечить информационно-методическое сопровождение учебного процесса, эффективное взаимодействие преподавателей и обучающихся .
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Библиотека | Библиотека | 357430, Ставропольский край, г. Железноводск, п. Иноземцево, пр. Свободы, д. 14 |
Контракт по предоставлению доступа к ЭБС Юрайт Договор на оказание услуг по предоставлению доступа к ЭБС Лань Договор о подключении к Национальной электронной библиотеке |
Положение: Положение о библиотеке |
50 | 10 | 294,8 | 294,8 |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы, содержащие сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Столовая | Столовая | 357430, Ставропольский край, г. Железноводск, п. Иноземцево, пр. Свободы, д. 14 |
Договор № 2024.1 о совместной деятельности по организации горячего питания |
150 | 10 | 486,4 | 35 |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий | Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий | 357430, Ставропольский край, г. Железноводск, п. Иноземцево, пр. Свободы, д. 14 |
Заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности №35 Санитарно-эпидемиологическое заключение |
250 | 250 | 5304 | 5304 |
Наименование показателя | Общежитий | Интернатов |
---|---|---|
Количество
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
2 Нет |
Нет Нет |
Общая площадь (кв.м.) | 244,8 | Нет |
Жилая площадь (кв.м.) | 244,8 | Нет |
Количество жилых помещений:
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Нет Нет |
Нет Нет |
Количество мест:
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
25 Нет |
Нет Нет |
Обеспеченность 100% мягкими и жестким инвентарем по установленным стандартным нормам | да | нет |
Наличие питания (включая буфеты, столовые) | нет | нет |